Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Голосование
Посещение каких мероприятий в шестой школьный день для вас предпочтительнее?
Всего 164 человека
Голосование
Кто или что помогает вам определиться в выборе профессии?
Всего 136 человек
Голосование
Как Вам сайт?
Всего 409 человек

Работа с одарёнными

Дата: 29 октября в 10:24, Обновлено 5 ноября в 13:06
Автор: Админ О.

Работа с одарёнными детьми

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  • создание условий для развития творческой личности;
  • развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

    Общие принципы обучения:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип учета возрастных возможностей.

     В обучении одаренных применяются четыре основных подхода:

1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.

3) Расширение. 

Методы и средства обучения.  
Работа с одарёнными детьми на уроке

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учебную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.

  Формы организации деятельности одарённых детей на уроке:

  •  Исследовательские задания к уроку.
  •  Самостоятельная работа обучающихся (с использованием ИКТ).
  •  Дифференцированное домашнее задание (повышенного уровня сложности).
  •  Работа по индивидуальным образовательным планам.  

Организация работы с одарёнными детьми       

Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов: учёных, учителей, школьных психологов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми совершенно необходимо.

Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • функционально- целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие ( в этом случае одарённые дети чувствуют дискриминацию).

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания

Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую образовательную среду. Обеспечить планомерность, системность и непрерывность в решении данной задачи призвана программа "Одарённые дети"

Цель программы:

выявление явно и потенциально одарённых детей и создание специальных педагогических технологий, которые помогают адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развило у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.

       Задачи:

  1. Создать условия для формирования и развития творческих способностей учащихся в деятельности;
  2. Содействовать выбору индивидуального пути образования и развития ребёнка, по которому он может идти в оптимальном дя него темпе;
  3. Обеспечить ребёнку комфортную эмоциональную сферу - "ситуацию успеха".

       Направления работы:

  1. Работа психолога.
  2. Работа с педагогами.
  3. Работа с родителями.
  4. Работа с учащимися.
  5. Работа с внешкольными учреждениями.

        Работа психолога:

  1. Начальное условное выявление одаренных детей;
  2. Проведение комплексной диагностики;
  3. Разработка программы коррекционной деятельности;
  4. Сотрудничество с педагогами в составлении индивидуальных программ развития;
  5. Работа с родителями по адекватному приятию и взаимодействию с одарёнными детьми;
  6. Проведение тренингов с одарёнными детьми;
  7. Текущие наблюдения за развитием одарённых детей;
  8. Ориентация талантливых детей на социальные институты социального развития;
  9. Социально- диспетчерское взаимодействие с психологическими структурами дополнительного, специализированного образования.

       При работе с одаренными детьми психологу необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности детей;
  2. Индивидуальные отличия детей;
  3. Биологическую склонность и социальные условия реализации и затребованности способностей;
  4. Выявление причин возможного спада проявления способностей.

       Работа с педагогами:

     Задачи:

  1. Повышать уровень знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии,
  2. Организовать консультации по выбору разнообразных форм и методов работы с одарёнными детьми.

Перед педагогами в свою очередь встают следующие задачи:

  1. Индивидуальное изучение всех особенностей воспитанников;
  2. Индивидуальная приспособленность при приёмах воспитания и воздействия социального окружения на каждого с учётом их одарённости.

       Формы в методы работы:

  1. Сбор информации по одаренным детям по результатам наблюдения педагогов.
  2. Диагностика учащихся.
  3. Консультации психолога об особенностях детской одаренности, её видах.
  4. Организация круглых столов по организации работы с одарёнными детьми.
  5. Проведение групповых коррекционных тренингов.
  6. Проведение родительских собраний.
  7. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам детской одаренности.

 

Советы по работе с одаренными детьми:

1. Главное – поощрение – главный витамин для такого ребенка.

2. Подхватывай мысли учащегося и оценивай их тут же, подчеркивая и оценивая их и т.п.

З. Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов.

4. Поощряй оперирование идеями, материалом, предметами. Ребенок должен практически решать исследовательские задачи.

5. Учи систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.

6. Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.

7. Культивируй творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли их встречаются с признанием, принимаются и используются.

8. Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к понятиям, мыслям.

9. Учи детей ценить свои и чужие мысли.

10.Развивай у ребенка терпимость к насмешкам и агрессии ровесников и уверенность в себе.

11. Стимулируй и поддерживай инициативу ребенка, его самостоятельность. Подбрасывай проекты, которые могут увлечь.

12.Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.

13.Развивай у детей терпимость в учении.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.